Публикации о Даргомыжском

В 2018 году - 205-ая годовщина со дня рождения А.С.Даргомыжского. "...Композитор прожил, на первый взгляд, жизнь, не изобилующую яркими событиями. Но его преданность музыке, его чистота и порядочность заслуживают самой доброй памяти. Его музыка проникнута любовью к России. Он первым в своих краях освободил крестьян от рабства, он создавал устав консерватории в Санкт-Петербурге, восемь лет ждал постановки своей оперы. Это была жизнь патриота и подвижника..." Школой собрано для вас несколько любопытных фактов из жизни одного из основоположников русской профессиональной музыки.

thumbnail430_17021401.jpg

Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын, будущий композитор А.С. Даргомыжский.

03.jpg                 мать.jpg 

Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Лев Николаевич Толстой.

загружено.jpg

В 1817 году семья композитора переселилась в Петербург, а Саша Даргомыжский начал заниматься музыкой. Его первой учительницей была Луиза Вольгеборн.
Фотография дома, где жил А.С.Даргомыжский в Санкт-Петербурге, набережная Лейтенанта Шмидта, д.9

загружено (1).jpg

Помимо музыки Александр Сергеевич занимался историей, литературой, поэзией, иностранными языками, не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Здесь круг его знакомств был очень широк: Вяземский, Жуковский, братья Тургеневы, Лев Пуш­кин, Одоевский, вдова историка Карамзина.

0_18b474_63091c1c_orig.jpg

В 1834 году Даргомыжский познакомился с Глинкой. Как вспоминал Михаил Иванович в своих «Записках», приятель привел к нему «маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил писклявым сопрано. Когда он сел за фортепьяно, оказалось, что этот маленький человек был бойкий форте­пьянист, а впоследствии весьма талантливый композитор - Александр Сергеевич Даргомыж­ский».
Общение с Глинкой оставило огромный след в жизни Александра Сергеевича. Глинка оказался для него не только другом, но и щедрым учителем. Даргомыжский не смог поехать за границу, чтобы продолжить свое образование. И Глинка передал ему тетра­ди со своими занятиями по контрапункту с Зиг­фридом Дэном. Изучил Даргомыжский и парти­туру «Ивана Сусанина».

3a5b7735.jpg53-075-1935-2-C4227976_m_600x600.jpg

23-х лет от роду Даргомыжский умел трезво оце­нить свои музыкальные занятия за прошедшие годы и определить задачи, которые он себе ставил в бу­дущем. Еще на 18— 19 году жизни в петербургских кружках любителей музыки он слыл сильным пиа­нистом, хорошим скрипачом и альтистом."Ноты читал я, как книгу, - рассказывал он сам про свою юность, - и участвовал во многих любительских концертах. В квартетах я исполнял вторую скрипку и альта, можно сказать, безукоризненно.Лучшие артисты... оставались довольны игрою на моею альту…"

kvartet.jpg

Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки "Жизнь за царя", Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное сценическое произведение. Выбор пал на драму Виктора Гюго "Лукреция Борджиа". Однако вскоре Даргомыжский меняет литературный источник и обращается к другому произведению того же автора - "Собор Парижской Богоматери", популярному в то время в России. Так в 1841 году появилась первая опера Даргомыжского "Эсмеральда", пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.

EsmMalegot.jpg

Реальная бытовая драма в "Русалке", переосмысленная композитором, приобрела в опере черты социальной драмы.Основной конфликт, заложенный в произведении Пушкиным Даргомыжский обострил до остроты.В числе самых удивительных певцов, исполнявших арию Мельника, был Ф.И.Шаляпин. Пресса 1893-1896 г.г. писала:" Такого озлобленного сумасшествия Мельника… трудно найти на лучших оперных сценах".
Ф.И.Шаляпин в роли Мельника
Chaliapin_F._(Шаляпин_Ф._И.)_1916_as_melnik_in_Rusalka.jpg

"Торжество Вакха"- лирическая опера-балет в 1 действии, написана на текст одноименного юношеского стихотворения А.С. Пушкина. Первое представление состоялось 11 января 1867 года в Москве на сцене Большого театра. Стихотворение Пушкина «Торжество Вакха» Даргомыжский первоначально взял за основу кантаты, прозвучавшей лишь однажды - в марте 1846 года. После постановки «Эсмеральды» композитор решил написать оперу и на «Торжество Вакха». Здесь, как и в «Эсмеральде», критики отмечали влияние Глинки, в особенности сцен «Руслана и Людмилы».

skachat-igra-bez-interneta-na-telefon-flesh3406.jpg

С конца 50-х годов развернулась музыкально-общественная деятельность А.С.Даргомыжского. В 1859 он вошёл в состав комитета РМО (в 1867 избран председателем петербуржского отделения РМО). Член "комиссии для рассмотрения сочинений, присылаемых на конкурс", Даргомыжский энергично содействовал развитию отечественной музыки. Он участвовал в разработке устава первой консерватории в России. В это же время Даргомыжский познакомился с группой молодых русских композиторов (впоследствии "Могучая кучка"), оказав большое влияние на их творчество.

slide_27.jpg

Благодаря своему родственнику - художнику-карикатуристу Н. А. Степанову, Даргомыжский сблизился с кружком передовых поэтов, литераторов, художников, объединившихся в 1859 вокруг радикального сатирического журнала "Искра", активно сотрудничал в нём (а с 1864 - и в журнале "Будильник"), писал музыку на слова "искровцев" - В. С. Курочкина, П. И. Вейнберга.

311857.jpg

014 (1).jpg

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по маленькой трагедии Пушкина),но не успел её закончить. По завещанию автора неоконченную первую картину дописал Ц. А. Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков. Стремясь радикально обновить оперу, Даргомыжский поставил перед собой новаторскую задачу - написать музыку на неизменённый текст литературного произведения. Композитор отказался от исторически сложившихся оперных форм (развёрнутых напевных арий, вокальных ансамблей), добился непрерывности музыкального развития действия, взяв за основу принцип речитативно-ариозной декламации (опера почти полностью строится на мелодизированном речитативе). Вокальные партии оперы - живая музыкальная декламация, гибко передающая поэтические нюансы, детали пушкинского текста. Опера "Каменный гость" явилась смелым экспериментом, открывшим новые пути развития русской музыки.

377a0558ebb9a4b715601ffa870ecf1d.jpglubimov-pril-big.jpg

А. Даргомыжский плодотворно занимался вокальной педаго­гикой. Он писал: «Могу смело сказать, что не было в Петер­бургском обществе почти ни одной известной и замечательной любительницы пения, которая бы не пользовалась моими уро­ками или по крайней мере моими советами».
Занимаясь главным образом на русском материале, он вос­питывал, как и Глинка, «чувства родного интонационного зву­кового мышления» и «качества русского оперного и камерного исполнительства». Его ученицы — Билибина А.Я., Бартенева П.А., Кармалина Л.И. и многие другие стали горячими пропагандистами русского музыкального ис­кусства!

2017-12-28_11-35-46.png

ISN_09_2018-pages-1,27 (1)-1.jpg

#даргомыжский #история #школа #интересно