Фортепиано

Фортепианное отделение старейшее в школе, именно с него, а, точнее, с фортепианных классов на проспекте Мира, началась история коллектива, ныне именуемом ДШИ им. А.С. Даргомыжского. У истоков отделения стояли такие замечательные педагоги, как Сац И.В., Калика Л.М., Вишневская Г.Т. За долгие годы существования отделение выпустило более 500 пианистов, многие из которых выбрали профессиональный путь музыканта. Руководитель структурного подразделения ДШИ им. А.С. Даргомыжского Рубашева О.М., зав. отделением общего фортепиано Кузнецова С.И. – выпускники фортепианного отделения разных лет, окончившие школу с отличием. Учащиеся фортепианного отделения ежегодно принимают участие и побеждают в фестивалях и конкурсах разного уровня, от окружных до международных, таких, как «Наши надежды», фестивали им. Я. Флиера, им. Л. Власенко, им. А. Артоболевской, «Дни Бетховена в Москве», «Открытая Европа», «Золотое кольцо», и многих других.

Класс органа, который входит в наше отделение, существует почти 40 лет. Это один из первых органных классов, созданных в музыкальных школах Москвы. Основал этот класс Алексей Александрович Паршин, ныне профессор Московской Государственной консерватории им. П .И. Чайковского, Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ. Наши органисты принимают участие в открытом Всероссийском конкурсе «Юный органист», выступают с концертами в Лютеранском соборе святых Петра и Павла на историческом органе, в Кафедральном Римско-католическом соборе.

На фортепианном отделении работают люди, влюблённые в свою профессию. Все преподаватели имеют высшее образование, у многих из них за плечами большая практика концертных выступлений и как солистов и как участников камерных ансамблей, поэтому все тайны выступления на сцене они передают своим ученикам. Недаром учащиеся фортепианного отделения являются постоянными участниками всевозможных фестивалей и конкурсов, начиная с фестивалей окружного уровня и заканчивая серьёзными международными соревнованиями. За последние годы учащиеся нашего отделения выступали на самых престижных сценах: это и Большой зал Консерватории, Рахманиновский зал, Камерный зал Международного Дома Музыки, концертные залы Дома композиторов и Музея музыкальных инструментов им. Глинки, а количество лауреатов различных конкурсов трудно перечислить! В разные годы лауреатами конкурса им. Власенко становились Габриэлян Микаэла и Шандыбина Соня, в Международном фестивале «Золотое кольцо» лауреатами были Дьяченко Леонид и Бесчастная Настя, в Фестивале им. Флиера неоднократно становилась лауреатом Габриэлян Микаэла, и этот список можно продолжать!

Работа, которую проводят преподаватели фортепианного отделения, очень разнообразна. Она не ограничивается обычными уроками, а благодаря творческому поиску находятся новые формы коллективного музицирования, интересных классных викторин, конкурсов, литературно-музыкальных композиций и многих других форм работы с детьми. На фортепианном отделении существуют разные формы публичных выступлений: это и внутришкольный конкурс на лучшее исполнение этюдов «Юный виртуоз», в котором принимает участие подавляющее большинство учащихся, и концерт «Учитель-ученик»,где учащиеся выступают в ансамбле со своими преподавателями, это и открытые экзамены в форме концерта для более продвинутых учеников, это и Рождественские, отчётные концерты фортепианного отделения и школы, а так же огромное количество разнообразнейших окружных, городских и международных конкурсов и фестивалей ,в которых принимают участие наши учащиеся. В настоящее время по количеству лауреатов лидирует на отделении класс Метелёвой Алевтины Анатольевны. Её учащиеся, такие как Микаэла Габриэлян, Софья Шандыбина, Алексей Мишин и многие другие не раз становились лауреатами престижных конкурсов и участниками концертов в ведущих залах Москвы(Рахманиновский зал, Малый зал Консерватории, Концертный зал колледжа им. Гнесиных).

Наши дети ведут активную шефскую работу в общеобразовательных школах, детских садах, реабилитационных центрах, и в этой работе заняты учащиеся всех преподавателей фортепианного отделения. Кроме этого, многие учащиеся, получая на уроках по фортепиано навыки чтения с листа, аккомпанируют на конкурсах и концертах вокалистам и инструменталистам, демонстрируя навыки ансамблевого и концертмейстерского мастерства.

Все знают насколько благоприятно влияет на мозг занятия мелкой моторикой, поэтому стоит приводить ребёнка в музыкальную школу как можно раньше, ведь по мере ознакомления с азами музыкальной грамоты учащиеся знакомятся с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, учатся разбираться в стилях, формах музыкальных произведений, особенностях гармонического письма. Со временем овладевая разнообразным репертуаром, учащиеся отделения выступают на концертах в своих общеобразовательных школах, тем самым пропагандируя самый популярный из всех музыкальных инструментов – фортепиано, т.к. ни один инструмент не имеет такого звукового диапазона, ни один инструмент не обладает таким разнообразием по силе звучания и ни один инструмент не может заменить оркестр. Всё это подвластно королю инструментов – ФОРТЕПИАНО. Недаром «рояль» в переводе означает «королевский».

О музыкальных инструментах написано очень много, а о самом популярном из них – о фортепиано – ещё больше! И это не удивительно, ведь фортепиано является самым доступным инструментом на первоначальном этапе обучения! Посмотрите на его клавиатуру: как она красива, какие ровные и белоснежные клавиши, как они красиво чередуются с чёрными клавишами, как легко можно извлечь звук в разных регистрах! Тут спрятаны голоса птиц и зверей, и шум ветра, и плеск волны, и шорох листвы. У многих детей появляется чувство, что они всё могут и сами способны и песенку сыграть, и ритм простучать, и ноту в нужном регистре найти, так поможем им в этом и сделаем для них общение с фортепиано настоящей радостью и удовольствием!

Не случайно раньше обучение игре на фортепиано считалось обязательной частью любого классического образования. Рояль был любимым инструментом и буквально все – от непритязательных барышень до выдающихся писателей, художников, учёных могли исполнить сонату Бетховена, ноктюрн Шопена, саккомпанировать романс на хорошем профессиональном уровне. В наше время такие страны как Япония, Китай, США придают особенное значение игре на фортепиано, т.к. давно доказано, что занятия музыкой стимулируют развитие творческих качеств ,способствуют наибольшему раскрытию человеческой личности. Недаром эти страны ввели занятия музыкой в программы технических университетов. Их дальновидности можно только позавидовать, но и нашей стране есть чем гордиться! В мае 2011 года в Высшей школе экономики состоялся первый международный молодёжный конкурс пианистов-любителей «Клавиариум», в котором принимали участие студенты как технических так и лингвистических университетов и многих других учебных заведений. Все они кроме основной профессии увлекаются музыкой. Одна участница конкурса написала: «Не понимаю, как можно заниматься только одним делом, когда в мире столько всего!»Поэтому не будем лишать наших детей возможности приобщиться к мировой музыкальной культуре, поможем им стать разносторонне образованными людьми!

Работа с детьми - это особая сфера приложения педагогических способностей, а работа с детьми в музыкальной школе - тем более. Ведь ребёнок, поступающий в музыкальную школу не какая-то бездушная заготовка, которую «обточил» и взялся за следующую(и так за смену можно превысить план), это -живая душа, и преподаватель несёт огромную ответственность за формирование этой души, за её будущее. Условия работы преподавателей в музыкальных школах сейчас иные, чем 10 лет назад, и это прежде всего связано с изменением информационного пространства, да и не все учащиеся имеют достаточные данные для игры на инструменте, и всё-таки приобщать к миру музыки надо ВСЕХ ДЕТЕЙ!

В работе педагога многое зависит от общего развития ученика, от его эмоциональности, способности воспринимать искусство, ярко чувствовать жизнь, поэтому очень важно понять какие качества присущи ученику и терпеливо и настойчиво их развивать. Если есть хоть одна черта, выделяющая ученика, то воспитать индивидуальность можно. Русская фортепианная школа славится своими традициями во всём мире. Какие имена – Антон Рубинштейн, Анна Есипова, Василий Сафонов, Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Лев Оборин! Этот список можно продолжать ещё и ещё, а ведь они были не только блестящими пианистами-виртуозами, но и выдающимися педагогами! И наши преподаватели имеют возможность ознакомиться с их трудами, вдохновиться на новые поиски педагогических приёмов, и, главное, приобщить своих учащихся к великому наследию РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ!

Дополнительные предпрофессиональные программы

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Фортепиано 8-9 лет

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Фортепиано(концертмейстерский класс) 2 года

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Фортепиано(ансамбль) 5-6 лет

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Музыкальное искусство(Фортепиано) 8(9) лет 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Фортепиано(дуэт) 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа - Хоровой класс 8(9) лет

Дополнительные общеразвивающие программы

Стартовая общеразвивающая общеобразовательная программа - фортепиано 2 года (2-3 классы)

Стартовая общеразвивающая общеобразовательная программа - фортепиано 2 года (1-3 классы)

Базовая общеразвивающая общеобразовательная программа - фортепиано 2 года (4-5 классы)

Продвинутая общеразвивающая общеобразовательная программа - фортепиано 2 года (6-7 классы)

Основная общеразвивающая общеобразовательная программа орган 5 лет (1-5 классы)

Углубленная общеразвивающая общеобразовательная программа - орган  2 года (6-7 классы)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа - Фортепиано 7(8) лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа - Фортепиано(хоровой отдел) 7(8) лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа - Фортепианный ансамбль 3-7 классы

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа - Ансамбль и аккомпанемент 1-5 классы

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа - Ансамбль и аккомпанемент 1-7 классы

т